Смертельные номера хоккея
Хоккеисты по умолчанию кажутся обывателю сверхлюдьми: молодыми, физически здоровыми, материально обеспеченными. В случае травм их лечит как минимум консилиум. Оттого и вызывают смерти таких молодых и здоровых особенное недоумение и суеверных страх, вроде того, что боги тоже спускаются на землю. А такому интернациональному явлению как смерть подвержены все. Тем не менее, множество трагических случаев заставляет разбить своеобразный мартиролог на две части: "наши" и "не наши".
Внутримозговое кровоизлияние (#19)
В НХЛ считается, что единственным случаем гибели хоккеста от травм полученных непосредственно на льду является смерть Билла Мастертона в 1968 году. Игрок «Северных Звезд» из Миннесоты (предшественник клуба «Даллас Старс») проводил свой первый сезон в НХЛ. На тот момент ему было уже 29 лет.
Мастертон замечательно проявил себя еще в студенческой лиге NCAA. Играя за команду Денверского Университета, Билл в сезоне 1961 года набрал 80 очков в 32-х матчах и привел свой университет к победе в чемпионате, причем в решающей игре против «Сент-Лоренса» «Денвер» победил со счетом 12-2. Этот рекорд до сих пор не побит. Кроме того, Мастертона в 1991 году включили в число лучших хоккеистов NCAA пятидесятилетия.
После окончания университета Мастертон продолжил выступать в минорных лигах, занимаясь параллельно бизнесом. Если американские источники не лукавят в стиле «о покойнике либо хорошо, либо ничего», то Билл стремительно продвигался и в деловой области. Несмотря на очевидные успехи Мастертон не бросил хоккей и даже провел 28 игр за сборную США.
Для максималиста, которым Билл, несомненно, был во всех отношениях, иной вершины кроме НХЛ быть не могло. В 1968 году Мастертон все-таки добился своей цели и даже забросил шайбу в своем дебютном матче. Далее потянулась череда из хороших встреч, 38-я из которых оказалась последней. Никогда не было видеозаписи того трагического поединка Миннесоты и Окленда, но в общем картина случившегося со слов очевидцев практически не разнится. Мастертон приближался к зоне обороны соперников и немного притормозил, чтобы подождать партнеров, когда мощные защитники Окленда Лэрри Коэн и Рон Харрис применили силовой прием. Мастертон ударился затылком о лед. Последнее, что он пробормотал подоспевшим одноклубникам: «Больше никогда, больше никогда». Мозг хоккеиста был поврежден настолько значительно, что бессмысленным оказалось любое хирургическое вмешательство. Мастертон скончался в больнице через два дня.
История Билла Мастертона
Тогда североамериканские профессионалы пренебрегали шлемами, считая их признаком слабости. Отсутствие этой детали защиты и явилось причиной гибели Билла Мастертона. После трагического случая к безопасности в лиге стали относится гораздо внимательнее, однако шлемы в качестве обязательно элемента амуниции хоккеистов приняли только десятилетие спустя. Руководство НХЛ несколько лицемерно учредило трофей имени Билла Мастертона за высокое спортивное мастерство и верность хоккею.
Травма головы (#18)
Случай, произошедший четыре года спустя в матче Лиги Онтарио между командами из Гельфа и Петерборо, показал, что наличие шлема еще не гарантирует безопасность. Когда до конца встречи оставалось 11 минут, нападающий хозяев Пол Фендли попал под силовой прием соперника. От столкновения у Фендли слетел шлем, хоккеист еще балансировал несколько секунд, а затем упал, ударившись затылком о лед. Пол Фендли скончался в местном госпитале через 23 часа. В том сезоне Фендли возглавлял бомбардирскую гонку с 44 очками в 43 играх регулярного чемпионата и 32 очками в 26 играх плэй-офф. Роковое повреждение 19-летний парень получил в финальном матче.
Мемориальная доска Пола Фендли
Перелом позвоночника
В 1990 году уже в Европе травма на площадке повлекла за собой смерть игрока. В матче чешского чемпионата с «Кошице» защитника ХК «Готтвальдова» (сейчас «Злин») Людека Чайку припечатал к борту Антон Бартанус. Чайка повредил позвоночник и впал в кому, скончавшись через сорок дней. В 27 лет Людек Чайка также являлся обладателем бронзы Чемпионата мира 1987 года. В его честь была переименована домашняя арена «Злина».
Момент смертельной травмы Людека Чайки
Людек Чайка
Через пять лет примерно такую же травму получил еще один чешский хоккеист - Ярослав Отевржел в мачте чемпионата Финляндии. Он не умер, но все его тело, кроме головы, неизлечимо парализовано.
В 2001-м году во встрече той же чешской Экстралиги «Дукла» - «Славия» защитник хозяев Морава непростительно грязно толкнул в спину форварда соперников Иржи Зеленку. Нападающий ударился головой о борт, сломав шею. В тот день буквально все обстоятельства складывались против Иржи: транспортировка на вертолете оказалась невозможной из-за снегопада, по той же причине поездка на скорой затянулась на три часа. Врачи все же спасли жизни Зеленке, но в 26 лет он остался парализованным от шеи до пят, а Мораву дисквалифицировали всего лишь до конца сезона.
Сотрясение сердца (#11)
Джексон Логан
Он же
В последние годы при всем радении о безопасности спортсменов они все равно умирают. Пожалуй, в хоккее нет более мужского приема, чем броситься под щелчок соперника. Как правило, необходимость в этом возникает, когда хоккеист проигрывает позицию. Отчаянно пытаясь реабилитироваться, игрок ложится под шайбу. Так поступил и 18-летний Джексон Логан, первокурсник Университета Бригама, приехавший из Аляски. В матче против Северного Колорадо шайба угодила Логану в область грудной клетки. Попадание вызвало остановку сердца, точнее сотрясение сердца, редкий недуг (в США зарегистрировано всего 128 случаев) влекущий фибрилляцию желудочков. В группу риска входят как раз хоккеисты и бейсболисты, которым спортивные снаряды на большой скорости могут попасть область сердца. У докторов, прибывших на место трагедии через три минуты, имелось все необходимое оборудование, однако шансов спасти молодого человека не было. Молодой хоккеист скончался в тот же день.
Он никогда не уходил из дома, не сказав «Я люблю тебя» (#40)
Так охарактеризовала мать своего сына Дона Сандерсона, который погиб в январе 2009-го года в результате травм, полученных во время хоккейного матча. Двадцатиоднолетний парень выступал за команду «Уитби Данлопс» в одной из минорных лиг провинции Онтарио, хотел работать учителем или тренером, завести семью, в общем, стать добропорядочным элементом североамериканского социума. Помешал эволюции только хоккей, который в жизни Сандерсона должен был занять скромное место хобби. Мол, водился за мной такой грешок, говорил бы гостям уважаемый мистер Сандерсон, скромно бряцая медальками.
Дон Сандерсон
Дон Сандерсон считался довольно жестким защитником, доказательством чему служат четыре удаления за драки в предыдущих одиннадцати играх. Вот и тем ноябрьским вечером Дон сцепился с игроком команды «Брентфорд Бласт» Кори Фултоном. Получилась обычная хоккейная драка с беспорядочными ударами, в конце которой шлем Сандесона сполз с головы, а сам защитник упал, ударившись головой о лед. После падения Дон впал в кому и после двадцати дней в больнице, не приходя в сознание скончался. Как утверждают очевидцы трагедии, Фултон не делал ничего грязного и запрещенного.
По иронии судьбы за несколько дней до трагедии Сандерсон сказал своему отцу Майклу, что лямка на шлеме, которая в итоге фатально порвалась, сильно прохудилась и надо бы купить новый. Отец намекнул сыну, что нужно немного подождать, ведь скоро Рождество. Но здесь промедление оказалось смерти подобно. Теперь Майклу Сандерсону есть в чем упрекать себя до конца жизни. О гибели Дональда Сандесона написало более пятидесяти общенациональных газет США и Канады.
Майкл и Дон Сандерсоны
Повреждение сонной артерии
В хоккее встречаются не только случаи мистического невезения, но и прецеденты невероятного фарта, когда игрок буквально находится в сантиметре от гибели. Яркий пример, спасение голкипера «Баффало» Клинта Маларчука. Видеозапись эпизода на ресурсе YouTube посмотрело более миллиона человек.
Клинт Маларчук после травмы
Все произошло в марте 1989 года, когда «Клинки» принимали «Блюзменов». Уве Крупп и нападающий «Сент-Луиса» Стив Таттл стремительно накатывались на ворота Маларчука, пытаясь успеть к передаче с фланга. Оба полевых игрока врезались в голкипера, а Таттл перерезал лезвием конька сонную артерию Маларчука. Клинт на льду мгновенно образовалась лужа крови, однако пределы площадки вратарь покинул еще на своих ногах. По признанию Маларчука, в тот момент он только хотел побыстрее покинуть лед, чтобы его мать, смотревшая матч по телевиденью не увидела смерть сына. Голкипер был настолько уверен в собственной смерти, что попросил передать матери, что любит её, а также позвать священника.
Еще один вариант с комментариями Маларчука, его партнеров по команде и матери хоккеиста
Как ни странно жизнь подопечному спас тренер «Баффало» по физподготовке Джин Пиццутелли, ветеран Вьетнама, он точно знал, как справиться с подобными повреждениями. В итоге Маларчуку наложили около трехсот швов. Если бы лезвие прошло тремя миллиметрами (!!!) выше, то игрок умер бы в течение двух минут. В больнице Клинт провел всего ночь, через три дня приступил к тренировкам, а через неделю вышел на лед в официальном матче. Ему предлагали отдохнуть до конца сезона, но Маларчук резонно рассудил, что чем дольше будет пауза, тем труднее будет вернуться.
На этом везение Клинта Маларчука не ограничилось. После завершения карьеры в 47 лет экс-голкипер обосновался в загородном домике в штате Невада, решив посвятить себя любимому делу охоте на зайцев (Маларчук еще боролся с алкоголизмом, но охоту все-таки уважал больше). Прочистить дуло он решил достаточно оригинальным способом: зажав между ног ствол, направленный себе в голову. В общем, сам того не зная изобразил пантомиму «Самоубийство Хэмингуэя». Ружье, естественно, выстрелило, пробив вратарю челость. Вернувшаяся домой супруга нашла Маларчука истекающим кровью на диване. Медики успели спасти Клинта, который через неделю как ни в чем не бывало покинул стены госпиталя.
В феврале 2008 года аналогичное повреждение получил уже полевой игрок словак Рихард Зедник. Его партнер по команде Оли Йокинен, падая попал лезвием по горлу словака. Медики также спасли Зедника. В том же сезоне он вернулся на лед, и был номинирован на Трофей Билла Мастертона, с которого и начиналось все повествование, однако известие о том, что хоккеист подписал контракт на следующий сезон с ярославским «Локомотивом» автоматически исключило его из списка претендентов.
P.S. Указанные номера были закреплены за игроками в их клубах посмертно.
Источник: http://www.sports.ru