РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ДЕТИ ОДИНАКОВО УСПЕШНЫ.

26 ноября 2016

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ДЕТИ ОДИНАКОВО УСПЕШНЫ?

Переступая порог СДЮШОР, ребёнок встречается с новым для себя видом активности — тренировочной деятельностью. Конечно, абсолютно новой она для него не станет, поскольку посещая дошкольные учреждения, играя на детских площадках, проводя активный досуг с родителями, у ребёнка вырабатывается некая система культуры физического воспитания, однако теперь тренировка начинает поглощать практически всё его свободное время, перейдя из разряда игры в источник развития и получения систематизированного знания. Начинается период развития личности, формируется процесс познания.

Важно помнить, что тренировочный процесс, равно как и учёба в общеобразовательной школе — это первая продуктивная деятельность ребенка. Можно назвать его предпосылкой трудовой деятельности в будущей взрослой жизни. Действительно, ребенок осваивает в нём знания и умения, необходимые для профессионального применения в будущей взрослой жизни. Не зря многие дети называют тренировку своей работой, а тренеры, отмечая трудолюбие, рвение и самоотдачу говорят, что они «хорошо потрудились».

Такое отношение к труду, к познанию премудростей будущей профессии, не должно ограничиваться ни каким периодом. Процесс совершенствования в спорте не ограничивается детством или юностью, он формируется на весь период активной спортивной деятельности, ставшей профессией. Остановиться в развитии, даже на какой-то незначительный период, значит потерять. Чуть ослабить прилежание, значит схалтурить. Вот из таких «на секунду остановиться», «чуть ослабить» и складывается составляющая неполноценного успеха.

Сам по себе приход в спорт не гарантирует формирования у ребёнка учебной активности. Для её формирования нужны определённые шаги, которые ребёнок должен сделать самостоятельно или с помощью родителей и педагогов. Причём самостоятельные шаги ребёнка должны активно поощряться, но быть под пристальным наблюдением, поскольку они не всегда производятся в правильном направлении. Дело в том, что определение ребенка в школу не гарантирует формирования у него учебной активности. Для того чтобы она сформировалась, ребёнок должен предпринять определенные шаги либо сам, либо с помощью взрослых. В любом случае полезно, когда взрослые осведомлены об этих шагах и всячески им способствуют.

Первый шаг ребенка в этом плане — освоение положения спортсмена. Взрослые часто недооценивают как значимость, так и трудность этой ступени. Поэтому постараемся обрисовать ее поярче.

Что включает в себя положение спортсмена?

Первое — это умение распознавать требования, то есть воспринимать не только звуки, тембры и тона голоса тренера, но и смысл того, на что он обращает внимание и что просит сделать. Нельзя сказать, что это очень просто. Ребёнок, зачастую сталкивается с трудностями восприятия, отсутствием понимания терминов, но чаще всего, на трудность восприятия влияют более субъективные причины. Например, начало выполнения задания не дослушав инструкцию, или недостаточный анализ требований, забывчивость. Очень часто ребёнок торопится исполнить требование, пропуская нужные действия, не обращает должного внимания на нюансы на которых заостряется внимание педагогом. Ребёнку сложно сосредоточиться, особенно если задание трудно для восприятия, кому-то сложно справиться с желанием сделать по-своему. Поэтому первостепенной задачей освоения положения спортсмена, является умение научиться работать строго по заданию тренера. Воспринять и принять его руководящую роль и неукоснительный авторитет.

Второй компонент положения спортсмена — это наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями. Подчеркнем, что речь идет не об умении преодолевать трудности — это будет происходить позже, а о стремлении. Имеется в виду, что, встретившись с заданием, выполнить которое ребенку будет сложно, он будет всеми силами стараться его сделать, пробовать несколько раз, просить помощи у тренера, но не бросать его. Не начинать переживать из-за этого слишком сильно, не создавать себе стрессовую ситуацию и не болеть от этого. Таким образом, если, к примеру, ошибившись в выполнении упражнения или какого нибудь элемента, ребёнок перестанет стремиться выйти и продемонстрировать своё умение, то именно такого стремления у него и не хватает.

Третий компонент положения спортсмена — произвольность, умение управлять своим поведением, ждать, слышать и видеть других. Обучение происходит в условиях группы, команды, значит, детям необходимо уметь не только самим выполнять предложенное задание, но и воспринимать, а так же анализировать как его выполняют партнёры. Учиться на их ошибках, воспринимать их и их разъяснение визуально. Это совсем не так интересно, как выполнять упражнение или игровой эпизод самому, но это необходимо для саморазвития, для качественного восприятия предлагаемого учебного материала. Очень часто, дети, в особенности тогда, когда какой либо элемент работы им удаётся лучше чем сверстнику, обижаются на него или на тренера, который предоставляет право демонстрации партнёру. Ребёнку кажется, что он недооценён, что тренер и партнёры не видят его успеха. У ребёнка развивается чувство невостребованности, от этой обиды он может снизить требования к себе. Поэтому ребёнок должен научиться работать безотносительно того, на что или на кого обращено в данный момент внимание тренера. Должен научиться понимать, что тренер видит и его успех и его проблемы, озабочен ими и всецело заинтересован в поступательном развитии ребёнка как спортсмена.

Не смотря на то, что основные компоненты положения спортсмена вырабатываются во время обучения, их фундамент формируется в семье. Именно поэтому мы столь подробно раскрываем для родителей компоненты положения спортсмена. Ведь не секрет, что даже в рамках одного коллектива, одной команды, положение одного спортсмена формируется легко и быстро, а другого долго и сложно, или же не формируется вообще.

Оптимальным является такое взаимодействие, которое обеспечивает ребенку баланс между возможностью приспосабливаться к требованиям и правилам коллектива и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, то есть баланс между «хочу» и «надо». «Хочу» и «надо» тоже можно понимать по-разному. Говоря о дошкольнике, можно опустить, к примеру, что он будет хотеть делать в свободное от тренировки время, если во время неё, он будет соответствовать всем предъявляемым ему требованиям. Но с другой стороны, если часть того времени, которое ребёнок мог бы спокойно посвятить своему «хочу», перевести в разряд «надо» при формировании уклада повседневной жизни, это было бы огромным вкладом в копилку уверенности ребёнка в себе и одной из предпосылок преодоления трудностей обучения и тренировочной практики. Давайте внимательно посмотрим на своего ребенка чего у него больше — «хочу» или «надо». А может быть, уже есть баланс?

Итак, представим себе, что первый шаг к формированию учебной активности сделан, то есть ребенок усвоил положение спортсмена. Какой шаг ему предстоит сделать дальше? Оказывается, ему нужно сделать не шаг, а даже рывок в своем волевом развитии.

Часто родители сталкиваются с тем, что воспитатели в детском саду, педагоги в школе, тренер на площадке, жалуются на ребенка — не сидит на месте, не доделывает задание до конца, выкрикивает с места, разговаривает с партнёром на уроке и тренировке. Иногда они прямо говорят, что у ребенка не сформировано волевое поведение. Так что же это такое и как оно должно развиваться? Сразу оговоримся, что будем обсуждать только абсолютно здоровых детей. Дело в том, что нередко физиологические особенности ребенка, обычно называемые гиперактивностью, имеют похожие проявления. Мы не будем их рассматривать, поскольку гиперактивность имеет не только психологические причины. Рассмотрим чистое волевое поведение.

Это важно, поскольку в младшем школьном возрасте бурно развивается воля ребенка. С одной стороны для этого появляются физиологические предпосылки, в данном возрасте увеличивается сила нервной системы и инертность нервных процессов, необходимых для осуществления волевого поведения. С другой, — это диктуется необходимостью  обучения ребёнка как будущего хоккеиста.

Конечно, истоки волевого поведения лежат в более ранних возрастах. Уже на третьем году жизни у детей проявляется самообладание. Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а также в решимости сделать что-нибудь неприятное, если это необходимо. Это первое самостоятельное проявление ребёнком силы воли!

С 4 лет начинает развиваться контроль за своими действиями. На 4-5 году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и в случае невыполнения какой-либо обязанности чувством вины перед взрослым. В конце преддошкольного возраста ребёнок делает в волевом развитии большой шаг вперёд: он начинает брать на себя выполнение обязанностей и действовать из сознания необходимости довести дело до конца.
Продолжение следует…

(При написании статьи использовались материалы из книги «В каждом ребёнке — солнце» Автор — Хухлаева О.В.)

Рубрика: Статьи