РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО… КАК ВОСПИТАТЬ ИГРОКА — ЛИДЕРА

30 апреля 2017

1. Воспитание требуемых игровых навыков.
Не секрет, что практически каждый игрок имеет свои сильные и слабые стороны. Практически нет игроков, одинаково сильных во всех игровых компонентах. Для воспитания игрока-лидера, требуется все его сильные стороны довести до абсолютного совершенства, не зацикливаясь на целенаправленной работе над недостатками, и не ставя эту работу в приоритет.

2.Создать коллектив лидеров.
Возможность того, что команда объединит в себе четыре пятёрки равноценно взаимозаменяемых игроков, крайне ничтожна. При самом громком имени школы и самой успешной селекции, невозможно составить коллектив топ-уровня с ясными и прозрачными перспективами на будущее, для всех его членов. Поэтому, не будет лишним объединить и выделить «людей эпохи Ренессанса» в отдельно развивающуюся группу, чтобы она была примером и целью стремлений для других членов коллектива. Такой подход даст коллективу существенно новые возможности. «Команда лидеров» гораздо менее уязвима, чем «лидеры команды».

3. Поиск ролевой модели
Проще говоря, создание грамотной модели развития. Учебно-методическая база должна быть настолько обширна, чтобы она не ставила рамки перед харизмой потенциального лидера, а развивала именно те качества, которые в нём являются наиболее сильными.

4. Набор опыта.
Есть одна расхожая фраза — «мастерство приходит в работе на усталости». Точно так же и лидерские качества, приходят при работе в постоянном напряжении. Ставьте перед лидерами как можно больше задач, двигаясь от простых к сложным и сверх сложным. Кардинально меняйте функциональные области задач, требуя решений в кратчайшее время. Выражая поддержку в деятельности, контролируйте самоотдачу. Поощряйте любые шаги игрока требующие взятой на себя ответственности. Ответственность — бремя лидера.

5. Глобальность.
Мы часто слышим от игрока — «у меня за игру две передачи», «я сыграл на ноль», «мы выиграли свой микроматч». Таких слов никогда не услышишь от настоящего лидера. Лидер обязан оценивать ситуацию в целом и одновременно видеть все нюансы игры. Настоящий лидер никогда не скажет, что «все написали диктант на три, а я один на пять», он скажет, что класс справился с диктантом на 62%.

6. Принятие решений.
К главным «неигровым» особенностям лидера относятся следующие качества — способность справиться с неопределённость, двусмысленностью и переменами. Лидер никогда не скажет, что эта проблема имеет только одно, истинно правильное решение. Образ мысли лидера способен подстраиваться под любые ситуации и мгновенно реагировать на малейшие изменения в них. Лидер должен уметь «есть горох палочками», тогда он будет способен поставить в тупик любого соперника. Способность быть гибким и легко адаптироваться к ситуации — одно из ключевых качеств лидера.

7. Планирование.
Результат игры — решающий показатель успеха команды, но за любым результатом необходимо видеть перспективу. Воспитание лидеров не происходит «здесь и сейчас», это длительный и кропотливый процесс — перспектива каждой школы, каждого тренера, каждого родителя. Нужно выстроить систему, в которой текущий результат лишь часть плана, рабочий, промежуточный этап. В воспитании не ставится задача сиюминутного результата любой ценой. Это тот этап, когда поражения не менее важны, чем победы.
Проблемы поражений лежат в отсутствии возможностей одержать победу, а это далеко не всегда говорит о силе соперника, но почти всегда о твоей «слабости». Умение делать выводы, планировать «работу над ошибками», работать на перспективу — способ сделать себя сильным и неуязвимым.
Конечно можно пойти по другому пути, пополняя свои ряды уже сложившимися талантами, но этот вариант, в определённый момент, может быть лишён жизненной силы. Чужие «ноты» могут принести славу «исполнителю», но никак не «композитору».

8. Работа в контексте.
Лидерство очень зависит от контекста. В каждой команде свои трудности, и они совершенно разные у чемпиона региона и команды со дна второй группы этого региона. Природа этих трудностей, в каждом конкретном случае, имеет свои взаимосвязи, и об этом «болит голова» у тренера и руководства этих клубов. Конечно же тренер и руководство делает всё, чтобы исправить ситуацию, давая указания по её исправлению. Задача лидера понимать контексты, в которых эти указания должны выполняться.

9. Первый шаг на льду — первый шаг к лидерству.
Этот постулат должен запомнить всякий, для кого хоккей станет делом всей жизни. Всем известно, что хоккей не любит сослагательного наклонения, поэтому никаких «если» и «возможно» и «желательно». Есть цель, есть способы её достижения. Вперёд!

Рубрика: Статьи