Психология спорта по Тимуру Султанову

10 февраля 2016

 

ОСТОРОЖНО, ТРЕНЕР ИЛИ ОСТОРОЖНО — ТРЕНЕР!!!

 

 Друзья! Вот случай из практики.

Родители в шоке: «Катастрофа! Ребенок уходит из спорта». С раннего детства усилия всей семьи были направлены на одну цель… Затрачено столько сил, столько средств, столько времени… В процессе разговора сразу же выяснилась причина: тренер не ставит в игру, на значимые игры вообще берет приглашенных игроков, за любой промах кричит, оскорбляет, сажает на скамью запасных…

Такая ситуация усиленная подростковым максимализмом оказывает пагубное влияние на становление гармоничной, сильной, конкурентоспособной личности. К сожалению, такие случаи не единичны. Счастье, если родители вовремя бьют тревогу и стараются решить проблему.

В своей практике, регулярно сталкиваюсь с хорошими (и не очень) игроками как бывшими, так и действующими (футбол и хоккей). Среди них есть даже отличные игроки! И все они тренируют детские команды.

Как и принято, родители занимающихся детей смотрят на тренеров с уважением и почитанием. Но все их «педагогические ляпы» не проходят бесследно для подрастающих чемпионов. К сожалению, многим из ребят путь в большой спорт будет заказан. Это травмы, сформированные страхи, «боязнь ошибки» и потеря мотивации к спорту. Во многом, все это «благодаря» этим хорошим и даже отличным тренирующим игрокам.

Уважаемые, тренирующие спортсмены! При всем уважении к Вашим заслугам в спорте, почувствуйте разницу между профессией тренер и спортсмен. Она есть! Тренер это педагог и психолог — личность, не только способная передать технику, навыки и понять причины ошибок. Но главное, тренер — это личность, формирующая отношение к спорту, к жизни и людям. Это вдохновляющая и помогающая функция тренера, является основной в становлении личности ребенка и карьеры чемпиона.

Сформировать правильное отношение в коллективе, отношение к себе, тренеру, родителям можно и нужно! Лишь тщательно проработав такой момент, как создание и поддержание интереса ребенка к занятиям, можно говорить о перспективах профессионального роста тренера и игрока. Забывать про педагогические основы и методы опережающего развития тоже не стоит, если Вы хотите стать тем, кто зародил искру в глазах действительно будущего Чемпиона!

В разгар спортивного  сезона хочется во всеуслышание сказать: «Осторожно, Тренер! В Ваших руках хрупкий сосуд человеческой личности! Наполните его уважением к делу, стремлением к победе и уверенностью в своих силах – и взамен получите, как минимум, безграничную благодарность. Наполните его страхами, обидами, завистью и злостью – и табличка «Осторожно – тренер» — Вам на дверь обеспечена».

 

ГДЕ ИСКАТЬ СИЛУ? ВНУТРИ ИЛИ ВНЕ СЕБЯ?

Наше тело чрезвычайно умное и совершенное. Все системы могут автоматически настраиваться и подстраиваться друг под друга. Мы обладаем уникальной способностью адаптироваться к различным условиям. Феноменальность природы человека подтверждается даже тем, что можно лишь правильно питаться, вести режим дня и не придется «худеть» и «мучить» себя диетами, методиками, специальными процедурами (не всегда полезными для здоровья). При грамотном подходе к режиму дня и питанию, тело приобретает здоровые формы. А если еще добавить организованную физическую активность и правильный психологический контекст, в человеке открывается то, что ранее казалось невозможным.

Большинство людей не привыкло пользоваться своими внутренними резервами, своими данными и уникальной формулой биологического вида. Им всегда хочется смотреть из себя, а не во внутрь. Человек вечно ищет внешнюю поддержку и помощь, волшебство, чудо и пр. В фольклоре можно проследить данную тенденцию: «Хорошо там где нас нет»; «В чужом огороде яблоки слаще».

В профессиональном спорте, многие атлеты ищут «чудодейственную таблетку», «волшебный укол», «секретную методику тренировки» и прочую панацею. Это легче! Легче перекладывать ответственность с себя на все перечисленные факторы. Сегодня можно встретить мало тренеров, обучающих своих спортсменов видеть, осознавать и использовать свои ресурсы. Чаще наблюдается подход — делай больше, дольше и будет результат. А как, и что может при этом происходить в теле и сознании, к сожалению, мало кого интересует. Ну, а если же ожидаемый кубок не добыт, то это означает, что нужно тренироваться еще больше и дольше. Перекрывать количеством, пока не возникнут травмы, перетренированность, потеря мотивации к занятиям. Когда все это наступает, и без того скудные результаты превращаются в позорные показатели — тогда спортсмена «списывают».

Перестаньте искать силы где-то из вне. Начните использовать свои ресурсы тела и сознания, развивать и применять их на практике. Станьте самостоятельной личностью — независимой от плохого настроения окружающих, неблагоприятных погодных явлений, агрессии соперников и зрителей. Это можно сделать! Это нужно сделать! И, поверьте, это реально сделать!


ДРУЖИТЬ ИЛИ НЕ ДРУЖИТЬ?

Случается, что спортсмен переходит в другую команду. Причины бывают разные. Но что делать после перехода? Дружить или не дружить со своими прошлыми партнерами? Предатель или нет? Такие вопросы приходится часто слышать от спортсменов и их родителей.

Профессиональный спорт — это, прежде всего, работа, которая кроме самореализации дает финансовую независимость. Человек имеет право на счастье, имеет право выбора. Говорить о предательстве среди профессионалов не уместно. Следует поговорить с тренером, а потом и с коллективом команды. Открыто сообщить и высказать свое уважение и благодарность своим коллегам и руководителям. Помните, что решение должно быть взвешенным. Переход не должен быть из-за того, что здесь сложно, а там легко. Если спортсмен бежит от трудностей, это признак деградации, а не роста. В любом коллективе нужно завоевывать уважение и авторитет. Добиваться этого не словами, а поступками, отношением к делу, уважением к партнеру и тренеру.

В детских и детско-юношеских командах родители порой переводят своего ребенка в более «элитную», «дорогую» команду. Как правило это тешит самолюбие родителей, которые теперь могут говорить, что их ребенок играет в «брендовой» команде. Иногда переводят из-за субъективного ощущения, что ребенка недооценивают и он играет не весь матч, а только часть. На деле, ребенок таких родителей может быть хорошим игроком, одаренным лентяем, старательным тружеником и пр. Но, не вникнув в ситуацию или питая свое самолюбие, родители уводят ребенка от сформировавшегося коллектива, от работы над собой и, что чаще всего, от практики. Ведь в новой команде, как правило он будет меньше играть, а значит терять драгоценный опыт в своем сенситивном периоде развития. И это уже никогда не восполнишь.

А если переход объективен и направлен на развитие спортсмена, то никто не запрещает дружить и общаться со своими прошлыми партнерами. В мире спорта есть много примеров, когда соперники были лучшими друзьями. Причем не только в игровых видах, где противоборство через снаряд, но и в единоборствах, где противники бьются друг с другом.

Рубрика: Статьи