ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА.

25 мая 2016

Психологическая подготовка в современном спорте приобретает все большее значение для спортсменов. Психологическая подготовка рассматривается как дополнительный резерв спортсмена, позволяющий при прочих равных условиях (физическая подготовленность, функциональная готовность, технико-тактическая подготовленность) быть более уверенным и одержать победу в спортивном единоборстве. Психологическая подготовка в спорте — является и обусловлена многообразием возникающих проблем, решаемых задач, своеобразием обстоятельств, объективных и субъективных условий, особенностей спорта и типом характера самого спортсмена и требует работы с квалифицированным психологом.
 
Общая психологическая подготовка спортсмена направлена на совершенствование качеств личности и на формирование у спортсмена психической готовности к эффективному участию в соревнованиях. Психологическая подготовка спортсмена это воспитание личности — как важнейшей основы успеха в спортивной деятельности (важным фактором развития личности служит самоконтроль, саморегуляция, самовоспитание), которые должны воспитываться и формироваться с участием тренера и коллектива команды. Приемам саморегуляции может научить не только психолог, но и врач спортивной команды, но психологи осваивают и знают эти приемы, как правило, лучше. 
 
Психологическая подготовка на примере хоккея: тренировка хоккеистов – процесс чрезвычайно сложный и многофакторный. Одним из компонентов тренировки, является психологическая подготовка. Уровень развития психологических качеств и особенностей спортсмена, от которых зависит надежное выполнение технических и тактических упражнений в условиях тренировки и соревнований. Психологическая подготовка и психология спорта — учит и развивает психические качества спортсмена, необходимые для достижения высокого уровня спортивного мастерства.
Психологическая подготовка — это развитие процессов ощущений и восприятия в тренировочной деятельности, психологическая подготовка формирует и совершенствует специализированные виды восприятия, (такие, как «чувство шайбы» «чувство льда», «чувство дистанции», «чувство времени» и т.д.). Как в хоккее, так и во многих других спортивных дисциплинах — важна роль концентрации внимания, в частности, его объем, интенсивность, распределение и переключение. Психологическая подготовка спортсмена необходима для выработки умения распределять и переключать внимание. В тренировку хоккеистов как правило включают различные упражнения на внимания (например, с несколькими шайбами и всевозможными перемещениями).
Хорошего хоккеиста отличают также особый профессиональный склад мышления, память, способность быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать быстрые решения и контролировать свои действия. В хоккее побеждает тот, кто обладает умением реализовать тактические замыслы с учетом действия команды соперника, причем все это необходимо делать в условиях жесткого лимита времени и в состоянии сильного эмоционального возбуждения.
 
Также важна и поддается тренировке способность управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры. Характер и содержание эмоциональных состояний оказывает большое влияние на активность хоккеистов в процессе учебно-тренировочных занятий и на эффективность игровых действий. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогают хоккеисту избежать излишнего возбуждения во время соревнований, сохранять нужную координацию и точность движений, ясность тактической мысли.
Развитие волевых качеств.
Воля воспитывается и закаляется в процессе преодоления трудностей и препятствий. Поэтому основным средством воспитания волевых качеств хоккеистов является систематическое выполнение в процессе тренировки упражнений (обязательно от простого, к сложному), требующих применения волевых усилий.
 

Сергей Торлецкий сертифицированный спортивный психолог, дипломированный тренер ФХР.
Рубрика: Статьи